{"id":2175,"url":"\/distributions\/2175\/click?bit=1&hash=803b6e1bcbd9dfc4ba9456fda887a878c80d24df8d3a575913b14876e18923a5","title":"TJ \u0437\u0430\u043a\u0440\u043e\u0435\u0442\u0441\u044f 10 \u0441\u0435\u043d\u0442\u044f\u0431\u0440\u044f \u2014\u00a0\u043f\u0440\u043e\u0447\u0438\u0442\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0430\u043d\u043e\u043d\u0441 \u0441 \u0434\u0435\u0442\u0430\u043b\u044f\u043c\u0438","buttonText":"\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"d1d355d8-93a3-5140-aeae-14b03046b760","isPaidAndBannersEnabled":false}

Онлайн в Клубе TJ: дебаты Анатолия Чубайса и Алексея Навального Статьи редакции

Сегодня в 19:00 МСК телеканал "Дождь" показал дебаты между основателем Фонда борьбы с коррупцией, председателем Партии Прогресса Алексеем Навальным и председателем правления ОАО "РосНано" Анатолием Чубайса. Мы провели прямую трансляцию самих дебатов и пронаблюдали за тем, как на них реагировали пользователи социальных сетей.

___

18:37. Итак, мы начинаем эксперимент в рамках Клуба TJ, а именно -- проведение пользовательских онлайнов. Дебаты начнутся буквально в течение получаса, но к ним еще нужно подготовиться.

___

18:42. Кто же наши сегодняшние действующие лица? Алексей Навальный -- политик, общественный деятель, юрист, инвест-активист. Основатель Фонда борьбы с коррупцией и председатель Партии Прогресса.

___

18:48. Анатолий Чубайс. Наше поколение уже плохо знает кто это, в то время как этот человек сыграл далеко не самую последнюю роль в формировании той России, которую мы сегодня знаем (как в политическом, так и экономическом плане). Если же перечислять его "титулы", то в настоящее время он является генеральным директором государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий" и председателем правления ОАО "РосНано". В прошлом он также занимал посты Заместителя председателя правительства, Руководитель Администрации Президента и Министра финансов Российской Федерации.

___

18:50. Поводом для дебатов стала дискуссия, возникшая в Твиттере между Чубайсом и Навальным насчет эффективности ОАО "РосНано". 22 мая Навальный опубликовал на своем сайте пост с критикой корпорации, которая, по его словам, за восемь лет существования "ничего не добилась", получая при этом 30-50 млрд рублей из бюджета ежегодно. В свою очередь Чубайс назвал его слова ложью, и, в том числе, опроверг то, что корпорация получает десятки миллиардов рублей из бюджета. Арбитром в ситуации выступил ведущий телеканала "Дождь" Тихон Дзядко, который и предложил двум политикам провести дебаты.

___

18:58. В студии идут активные приготовления, дебаты начнутся с минуты на минуту.

___

19:04. Начало дебатов задерживается, так что пока замечу, что судьей поединка выступит телеведущая телеканала "Дождь" Ксения Собчак.

___

19:05. Начали.

___

19:06. "Дуэлянты" жмут друг другу руки и расходятся к барьерам. К слову, Чубайс вышел на сцену с запозданием, чем вызвал у зала некоторое непонимание.

___

19:08. Первый вопрос: "почему противники выбрали друг друга?".

___

19:10. Навальный: "Спасибо "Дождю", спасибо Чубайсу, что согласился. На этом комплименты закончились: я в одном лагере с Чубайсом не нахожусь, он столп государственного капитализма".

___

19:11. Навальный: "Роснано не нужна, она вредна и так далее. И есть три аргумента. Госкапитализм неэффективен - так сам Чубайс говорил в 2006 году".

___

19:12. Навальный: "Неэффективность "Роснано" очевидна. Вы хотели, чтобы Россия стала ведущей по нанотехнологиям. Но по количеству публикаций и патентов - мы на 12 и 27 месте соответственно. Никакого лидерства".

___

19:12. Чубайс: "Спасибо Навальному за то, что прямо высказывает свою позицию".

___

19:13. Чубайс: "Я с первого до последнего слова готов сказать то, что говорил в 2006-м. Я хочу создать рыночную экономику".

___

19:15. Чубайс: "Не смешивайте госкапитализм и госкомпании. И вообще если вы содержательно готовились, вы знаете, что мы миноритарии. И позиция простая: если государство может поддержать, не разрушая структуру собственности, то это хорошо".

___

19:15. Чубайс: "Про патенты и публикации согласен совершенно. Но мы созданы не для публикаций, не для патентов. Мы для создания сектора, наноиндустрии. Все наши плановые показатели выполнены".

___

___

19:18. Навальный: "Анатолий Борисович, вы можете возглавить после Роснано "Роспрезентацию"".

__

19:19. Чубайс: "Вы специально отбираете проекты, которые провалились. У нас много успехов".

__

19:21. Навальный закидывает Чубайса цифрами, в ответ получая сухие факты.

___

___

19:21. Чубайс: "Вопросов Навальному у меня нет, он занимается недавно нанотехнологиями!"

___

19:22. Собчак объявляет второй тур.

___

19:24. Чубайс: "Вы, Алексей, все воспринимаете в черно-белом формате. Распил и так далее. А я думаю о людях - о нашем академике, который решает мировые задачи, делает лучшее производство в Новосибирске".

___

19:24. Навальный: "Я тут не об академиках, я о вас лично. Я о деньгах. И вижу, что вы неэффективны — это тоже сильный тезис. Главное, что вы произвели — это убыток".

___

19:25. Навальный: "Я вам не позволю тянуть деньги из государства. Мир не черно-белый, но ваша компания совершенно неэффективна".

___

___

19:26. Навальный: "У меня нет доказательств коррупции в Роснано, но по открытой отчетности видно, что компания работает плохо".

___

19:27. Навальный: "Я против того, чтобы вы занимались за государственный счет бизнесом. Занимайтесь патентами и учеными".

___

19:27. Чубайс: "Вы плохо складываете плюсы и минусы, минусы и плюсы складываются по-другому".

___

19:28. Чубайс: "Вы не понимаете предмет. Мы не должны финансировать науку и НИОКР. Но созданные нами компании будут финансировать науку и НИОКР, потому что им это нужно для бизнеса".

___

19:29. Ксения Собчак безуспешно пытается остановить дискуссию.

___

___

19:31. Навальный: "Многие мне говорили, как ты смел наехать на Чубайса. Но вы же влиятельный человек. Как вам решения власти в науке?"

___

19:31. Собчак: "Я хочу чтобы зрителям тоже было интересно, потому что вы так между собой можете долго разговаривать".

___

___

19:32. Чубайс: "Ошибок очень много. Фонд "Династия" - это ужас. И много ужаса. Но инновационная экономика возникает. И государство помогает. Вопреки правоохранительным органам, вопреки чиновникам. Это не пропаганда и не способ на вас наехать".

___

19:33. Чубайс: "Как стать интеллигентом? Три университета закончить: один - дедушке, другой - отцу, третий - вам. И вот мы только на первом университете. И надо помогать, не надо мешать".

___

19:34. Чубайс: "У вас, Алексей, есть шанс стать политиком нового типа. Я хочу вас уважать, не мешайте мне это делать".

___

19:35. Навальный: "Готовясь к дебатам, я пересмотрел все ваши дебаты за всю историю".

___

___

19:37. Навальный: "Я не хочу, чтобы вы меня любили, но мне важно ваше мнение обо мне. Как и любого россиянина. Я готовился, посмотрел все дебаты ваши - с Явлинским, с Рогозиным и т.д. Вы им всегда говорили: мы дело делаем, не мешайте нам. Мне эта позиция не нравится. Эта идея: "что вы меня критикуете, я дело делаю" — она неконструктивна. Отойдите от нее".

___

19:38. Навальный: "Я готов делать дело, только честные выборы объявите".

___

___

19:35. Чубайс: я хорошо знаю, что с вами было и что вам пришлось пережить. Вы хотите меня вытянуть на политическое поля? Я не хочу. Вы идете в политическое поле, а я оттуда, я там 25 лет, и мне это не интересно".

___

19:35. Чубайс: "Можете считать меня путинской подстилкой, но я хочу заниматься Роснано и буду этим заниматься".

___

Перерыв на рекламу.

___

19:42. Первый вопрос третьего тура: "Алексей, почему вы прицепились к Роснано, когда есть Сколково и им подобные?".

___

19:43. Навальный: "Я интересуюсь очень большим количеством компаний, меня сложно упрекнуть. В Сколково еще хуже, а Роснано получило больше всего денег. Но и скрыть ошибки Роснано сложнее".

___

19:44. Вопрос Чубайсу: "Вы показали в 2011 году электронный учебник, Какова его судьба?".

___

19:45. Чубайс: "Мы не смогли сделать конкурентоспособный планшет".

___

___

19:47. Вопрос Навальному: "Если Чубайса снимут, вы будете довольны?".

___

19:47. Навальный: "Я буду доволен тем, если в результате моей деятельности “Роснано” будет более прозрачным. А Чубайс пусть сам решает, где ему находиться. Простите, "я ушел из политики и занимаетесь интересным делом" -- это ненормально. Я против этих теплых местечек".

___

19:48. Вопрос Чубайсу: "Какую долю ваших личных сбережений вы инвестируется в Роснано?".

___

19:50. Чубайс: "В соответствии с нашей стратегией управляющая компания «Роснано» должна быть приобретена партнерами, в том числе мной. И я должен достать деньги из своего кармана и купить ее".

___

19:52. Навальный начинает говорить "Вы одновременно и государственный чиновник...", но Чубайс его перебивает и возражает: "Я не государственынй чиновник!".

___

19:53. Вопрос Навальному: Что бы вы сделали с деньгами "Роснано"?

___

19:53 Навальный: "Не изобретать велосипед. Нужно инвестировать как Япония, Китай, США, Великобритания. Финансирование прикладной науки на начальных стадиях исследования".

___

19:53. Навальный: "Вы создали чудовищного урода с крыльями. Нанотех ваш разорился".

___

19:54. Чубайс: "Вы ничего не понимаете, плохо разбираетесь в структуре собственности Роснано".

___

19:55. Вопрос Навальному: "Есть версия, что Россия давно отстала от Запада. Нужно ли тогда Роснано?".

___

19:57. Навальный: "Это все не только мое мнение. А еще и РЭШ. Я читал материалы РЭШ, они тоже про патенты пишут. Поэтому не нужно снисходительно улыбаться".

___

___

19:58. Навальный: "Анатолий Борисович, вы не заводы должны строить, а развивать науку. Нужна инфраструктура".

___

19:59. Чубайс: "Нет, Алексей, вы плохо прочитали доклад РЭШ, там ничего не говорится про патенты".

___

20:00. Чубайс: "Если представить, что мы начнем делать, как предлагает Навальный... А делать этого нельзя!".

___

20:00. Чубайс: "Эмигрирует очень много, в том числе интеллигенции. Но Роснано как раз вкладывается в образование, создание образованного класса, у которого будет спрос на демократию".

___

20:00. Навальный: "Да, но пока-то власть всех разгоняет. За 7 лет существования Роснано все уезжают".

___

20:01. Вопрос Навальному: "Слабо войти в состав директоров Роснано по приглашению Чубайса?".

___

20:02. Навальный: "Мне ничего не слабо. Если позовут -- пойду, хотя Анатолию Борисовичу это вряд ли понравится".

___

20:03. Чубайс: "А чего, хорошая идея, я бы позвал".

___

20:04. Навальный: "Я на улицу выходил и в 91-м и в 93-м, но Анатолий Борисович прекрасно понимает, что у нас сейчас бизнес и политика несовместимы".

___

20:04. Большой вопрос от "Слона".

___

22:04. Чубайс: "Конечно, можно говорить о неэффективности, но вообще-то он в Америку вышел. Он вообще-то эффективный, это настоящий прорыв, он пройдет на мировые рынки".

___

22:05. Навальный: "Кагоцел -- это фикция. Про него нет публикаций в серьезных журналах, не было на людях экспериментов! Биомедицинская часть Роснано - это арбидол номер два. Роснано обязано показать все документы о кагоцеле показать".

___

___

20:07. Чубайс: "Кагоцел прошел все стадии тестирования. Российская фармоцевтика — достаточно конкурентная отрасль. И это элементы нечестной борьбы. И она есть не только в политике, не становитесь на стороны этих сил".

___

20:08. Чубайс: "Никто и никогда не выдвигает требования о публикациях в научных журналах. Оно выдумано. А все испытания были пройдены".

___

Перерыв на рекламу

___

20:10. Финальный, четвертый раунд. Монологи.

___

20:11. Чубайс: "У нас есть ошибки. Разговором я удовлетворен, потому что слышу другую позицию. Но нельзя весь мир видеть черно-белым".

___

20:11. Чубайс достает из под барьера... подарки для Навального производства РосНано.

___

20:14. Чубайс дарит Навальному черный чемодан, в котором он принес "подарки". Навальный: "Я настаиваю, чтобы Дождь показал, что тут нет денег!"

___

20:15. Навальный "У меня нет подарков. Хотелось бы пошутить, что наши подарки наноразмера, но не буду. Вывод такой: спасибо за дискуссию, но я убежден - Роснано неэффективно. Надо финансировать науку, увеличивать публикации. Я за ученых, их надо поддерживать".

___

20:16. Навальный: "Дискуссия замечательная, я рад что она состоялась. Роснано не очень способствует развитию нанотехнологий. В первую очередь – надо финансировать фундаментальную науку, потому что нанотрубок без ученых не будет".

___

___

20:16. Навальный: "В России могут развиваться любые технологии, у нас все есть. Но чтобы были прорывы, новый Газпром - не нужно делать так, чтобы старый Газпром пожрал всю страну. Нам нужны нормальные инвестиции, судебная система, политическая конкуренция, свобода СМИ. Банальные вещи, но нужно их постоянно говорить".

___

20:17. Навальный: "Государственные структуры - это не в коня корм. Сколько бы денег ни вложить — все равно будет неэффективно. Анатолий Борисович, вы не хотите в политику, а вы в ней, вы политик. Вы тут стоите, потому что вы политик, вы в ней навсегда".

___

20:18. Навальный: "Давайте сделаем так, чтобы вы говорили не "катастрофа, ученые уезжают", а "у меня пять кандидатов на одно место"".

___

___

20:18. Собчак: "Вы удовлетворены дискуссией?".

___

20:18. Навальный: "Да. Это прорыв. Дискуссия — прорыв. Другие госкорпорации должны брать пример".

___

20:19. Чубайс: "Выйду за пределы нанотехнологий. В последние годы усилиями Соловьевых и Карауловых такая дискуссия уничтожена. И ее надо восстанавливать не в режиме "ты украл -- не ты украл"".

___

20:20. Оппоненты пожимают друг другу руки. Дебаты завершились.

___

Трансляцию для вас провели Александр Фаст и Давид Френкель.

Спасибо за внимание.

0
37 комментариев
Написать комментарий...
Будущий теркин30см

В общем, итог эксперимента с моей точки зрения.

За последние пару лет я на различнейших площадках и ресурсах провел с десяток-другой онлайнов. Причем это были как массовые акции зимы 2011-2012, так и выборы: вещь, по объему приходящей информации вполне сравнимая с тем, что происходило сегодня.

<эмоции>

И сука, тжшный первый, после которого хочется не улыбаться от прилива адреналина, а натурально рыдать, потому что сука больно пиздец. Указательный палец намотал стометровку по колесу мыши: листать дохуища. Спина просто отказывается возвращаться в вертикальное положение.

</эмоции>

Итак, какие выводы я могу сделать по тому, что мы провели сегодня с Френкелем.

Во-первых, инструментарий, который есть сейчас на ТЖ для любых трансляций в прямом эфире и режиме, когда свежая и значимая информация приходит каждые 10-15 секунд, не подходит категорически. По многим параметрам, но в первую очередь по тому, что отсутствует возможность быстро работать с контентом.

Разберем на примере. Нужно добавить твит. В любой нормальной ЦМС (в том числе и той, которой располагает редакция) есть нормальная возможность добавить твит через специальный код. В нашем случае приходится добавлять картинку, что делает процесс гипермедленным и совершенно не адекватным ситуации: нужно вырезать кусок скриншота, сохранить его, загрузить на сайт, дождаться обработки...

Впрочем, не лучше дела обстоят и с прикреплением изображений по URL: вместо того, чтобы добавлять их также, как и в разделе "Новости" в офтопе их приходится добавлять через Explorer, что порядком бесит.

Сразу оговорюсь, что не голословлю и обязуюсь составить для ребят список пожеланий насчет функционала инструментария для подобного рода репортажей (если они его будут делать, да). Но это уже точно будет не сегодня, ибо устал.

Во-вторых я понял, что для ведения трансляции нужно неплохое железо. До этого я честно думал, что моего бедного (ок, нищебродского) Lenovo S300 с его i3 уверенно хватит для подобного эксперимента. Через 10 минут я заметил, что не могу даже адекватно переключаться между вкладками с информацией. Более того, за то время, которое я тратил на прикрепление всего одной картинки через стандартные средства Windows, появлялось 2-3 высказывания. А я еще не закончил с предыдущим.

В-третьих, такую трансляцию совершенно невозможно поддерживать в удобоваримом виде (соответствие кавычек общему стилю, правильные тире, коррекция и прочая и прочая) в одиночку. Взгляните на трансляцию той же Медузы: ее всегда ведут 3-4 человека. Каждый из них видит ошибки друг-друга и может в любой момент выступить корректором.

На ТЖ все приходится делать в одиночку, причем я понятия не умею, как можно исправить данную проблему. Как бы мы не хотели, но подключение множества редакторов к одному тексту требует слишком многих затрат по разработке. Стоит ли тратить такое количество ресурсов на инструментарий, который будет использоваться от силы с пару десятков раз за год? Вопрос уже не ко мне, однако будь мой ответ значим, он был бы очень критическим.

В целом я оцениваю нашу сегодняшнюю работу на троечку. Не буду примешивать сюда то, что это эксперимент, сделанный без всякий подготовки, с минимальным количеством рук... Как сделали -- так и сделали. Могли бы и лучше.

Лично мне было очень приятно работать для тех, кто все-таки читал именно этот онлайн. И этим людям я хочу сказать большое спасибо (если, конечно, есть кому говорить, потому как счетчик просмотров по большей части состоит из моих рефрешей и не дает вообще никакого адекватного представления об аудитории).

Если этот формат есть смысл продолжать -- буду продолжать. А пока -- разрешите откланяться и таки уже пойти наконец-то отдохнуть.

Всем спасибо. Эксперимент окончен.

Ответить
Развернуть ветку
Торжественный велосипед

Читая этот комментарий подумал, что если такой формат приживется и TJ будет развивать этот функционал - было бы очень круто добавить инструментарий для живых трансляций в мобильное приложение. Тогда члены клуба могли бы делать живые трансляции со всяких ивентов (насколько я заметил клуб имеет довольно обширную географию). Такое себе процветание того самого citizen journalism. Было бы очень круто, но это так на будущее авось реально взлетит.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Торжественный велосипед

возможно при оперативном освещении событий можно было б спасать медведей!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Горячий инструмент

Заебись все было.

Ответить
Развернуть ветку
Опытный корабль

То самое чувство, когда пишешь в твиттере раз в полгода, а тебя ретвитит Роснано.

Ответить
Развернуть ветку
Обыкновенный Кирилл

А че ботов, которые толпами за Чубайса топят, не ретвитят?

Ответить
Развернуть ветку
Опытный корабль

Вопрос не по адресу)

Ответить
Развернуть ветку
Избирательный супер_стар

Илья, добавь пожалуйста авто замену "--" на одно длинное "—", как в ВК

Ответить
Развернуть ветку
Китайский месяц

Султан обращает внимание в Твиттере:

Ответить
Развернуть ветку
Невысокий Мика

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Горячий инструмент

Да и книга лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Образованный фитиль

Вот согласен. Можно вести текстовую трансляцию, например, пресухи Путина, потому что там много бла-бла и слушать это невозможно, а читать с комментами - самое то. А если идёт более-менее серьёзная дискуссия или дебаты - довольно тяжело успевать качественно и без смысловых потерь переводить её в текст. Смотреть, действительно, было интересней. Однако, огромная благодарность за труд! Тем более это первый такой опыт в клубе.

Ответить
Развернуть ветку
Медный браслет

Сравнил "любительскую" трансляцию на TJ, и трансляцию на Слоне - первая на мой взгляд профессиональнее

Ответить
Развернуть ветку
Будущий теркин30см

Спасибо. Сейчас дух переведу и напишу коммент о том, что такое трансляция на ТЖ. Хорошего мало, но для эксперимента и первого раза -- пойдет. На уверенную троечку.

Ответить
Развернуть ветку
Старший дебаркадер

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Китайский месяц

Эту трансляцию не читал, но "медузья" определённо лучше "слоновьей".

Ответить
Развернуть ветку
Пограничный паркур

отличный, полезный эксперимент, спасибо!

и дискуссия интересная. только я не понял, навальный вот говорит о том, что должно делать роснано:

Нужно инвестировать как Япония, Китай, США, Великобритания. Финансирование прикладной науки на начальных стадиях исследования

а потом:

В первую очередь – надо финансировать фундаментальную науку,

так че делать-то?)

Ответить
Развернуть ветку
Старинный якорь

Все-таки в комментах удобнее было бы вести прямой эфир

Ответить
Развернуть ветку
Старший дебаркадер

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Универсальный ихтиандр

Зачем, когда есть на Дожде и текстовый лайв на Слоне https://slon.ru/posts/53225

Ответить
Развернуть ветку
Избирательный супер_стар

Это тестовая версия от подписчиков, как я понял.

Ответить
Развернуть ветку
Старший дебаркадер

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Молодой бас

на медузе еще будет
А на дожде надо платить чтобы глянуть ?

Ответить
Развернуть ветку
Универсальный ихтиандр

На Дожде за всё платить надо.

Ответить
Развернуть ветку
Горячий инструмент

Вопрос ко всем. Почему текстовые трансляции стали популярными? Ну, то есть, редко есть проблемы с доступом к видео-трансляции, как на Дожде. Почему так популярны текстовые трансляции спортивных соревнований, например?

Ответить
Развернуть ветку
Старший дебаркадер

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Пограничный паркур

на работе например втыкать видос не будешь, а в паузах между делами почитать ключевые моменты интересно

Ответить
Развернуть ветку
Будущий теркин30см

С мобильного трафика особо видео не посмотришь, например

Ответить
Развернуть ветку
Образованный фитиль

По-моему, старая лента ввела моду.

Ответить
Развернуть ветку
Легкий татарин

Такая жирная тема и в офтопе. Непорядок

Ответить
Развернуть ветку
Драматический Никита

Так а на какую тему дебаты? Что в них может быть интересного?

Ответить
Развернуть ветку
Мелкий дым

Так а время в каком часовом поясе указывается?

Ответить
Развернуть ветку
Невысокий Мика

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Мелкий дым

М, теперь да, а было на 2 часа позже сначала

Ответить
Развернуть ветку
Универсальный ихтиандр

Чубайс приехал к студии.

Ответить
Развернуть ветку
Нефтяной файл

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Образованный фитиль

У чуваков учился склонять это слово?)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 37 комментариев
null