На днище Статьи редакции
SMM российских СМИ оказался в глубоком кризисе
На сегодняшний день, пожалуй, не осталось ни одного российского СМИ, которое бы не пыталось «покорять соцсети». Теперь уже мало просто транслировать заголовки в Твиттер и Фейсбук: каждый хочет выделиться на фоне конкурентов. Получается пока довольно скверно, считает шеф-редактор TJournal.
Чтоб читатели понимали, почему я позволяю себе так жестко отзываться об SMM российских СМИ, я немного расскажу о себе. Чуть меньше двух лет назад я, сам того не ожидая, стал одним из авторов сообщества «Ленты.ру» во «ВКонтакте», а позже — соведущим её твиттера. Сначала паблик «Ленты» был очень скромным, но, благодаря усилиям Игоря Белкина, он превратился в уникальное явление с циничными шутками, мемами и комиксами по теме новостей, песнями, своеобразной атмосферой в комментариях и так далее.
Естественно, я следил за тем, что происходит в соцсетях у других СМИ. Сначала у них не происходило ничего интересного, но затем стали возникать попытки «догнать и перегнать» «Ленту.ру», ну или хотя бы скопировать эту модель поведения. То есть SMM в этой сфере развивался не органично, когда каждый игрок находил бы свой подход к читателю, а под постоянным прессингом от мысли, что «быть поживее» — это панацея, которая даст и аудиторию, и трафик.
Но всё это привело представительства наших СМИ к довольно плачевному состоянию, в котором модель «заголовок + ссылка и ничего лишнего» уже не кажется столь ущербной. Первые тревожные звоночки прозвучали еще в 2012 году, когда агентство РИА Новости, стремясь казаться модным и молодежным, написало «О, счастливчик» в твите об авиакатастрофе, а потом извинялось перед разгневанными читателями.
О, счастливчик! Установлена личность пассажира, не попавшего на борт рухнувшего #ATR-72 #Тюмень http://t.co/aRuaayuz
— РИА Новости (@rianru) 2 апреля 2012
Примерно в то же время агентство начало вводить моду на дешёвый способ повышения такого бесполезного параметра, как «вовлечение» аудитории — в конце твитов стали приписываться вопросы читателям, в духе «Китаец застрелил пять человек. А вы где покупаете оружие?». Позже РИА прекратило эту порочную практику, но некоторые издания упорно продолжают вворачивать «А вы что думаете?» в свои твиты.
Нервно закурили: "страшные картинки" на сигаретах не отпугнули россиян. А Вы стали курить меньше? http://t.co/qCXUROUJod
— Информагентство РБК (@ru_rbc) October 11, 2013
Завершающая новость сегодняшнего дня: в Москве наконец выпал первый снег. Мы его не заметили. А вы? http://t.co/fuoXZrmaeC
— Большой город (@bg_ru) 25 сентября 2013
@tvrain мне нравится
— 100Rm (@100Rm) October 16, 2013
Впрочем, отказавшись от одних сомнительных приёмов, SMM-щики РИА Новости переключились на другие, вроде «Восточных мудростей», не имеющих никакого отношения к новостям.

Другим довольно глупым приёмом злоупотребляют СМИ, считающие, что пользователи без лишней подсказки не догадаются кликнуть по ссылке в твите или посте. Тут каждый старается как может: от примитивных «читайте тут» до «загадочных» формулировок.
«Я ни разу в жизни не подавал в суд ни на кого, но Караулов — он такой запредельный». Кто будет судиться читайте тут http://t.co/2LKKttu4Ld
— Главные новости часа (@GazetaRu) 5 сентября 2013
Как Иран может ответить на американскую интервенцию в Сирии? Читайте тут http://t.co/L8mN0h69Yy
— Главные новости часа (@GazetaRu) 6 сентября 2013
Папа Римский написал письмо Путину. Папа Римский. Путину...И вот, что там написано... http://t.co/yjGOHg1bQX
— Телеканал ДОЖДЬ (@tvrain) 5 сентября 2013

Нередки случаи, когда дорога к адовым твитам проложена стремлением к лучшему. Например, так случается, если начать злоупотреблять хэштегами, не понимая, зачем они нужны.
Владимир #Путин внес в #Госдуму #законопроект, предусматривающий объединение высших #судов -- http://t.co/lKug9k8PCh
— kommersant.ru (@kommersant) 7 октября 2013
Пыль по судам засыпала #J.P.Morgan миллионными убытками http://t.co/HvQifoZFv6
— Информагентство РБК (@ru_rbc) October 11, 2013
#МИД РФ: #Россия не будет отговаривать страны #СНГ от заключения соглашения с #ЕС http://t.co/VaAxYwFiFS
— Голос России (@ruvr_ru) October 17, 2013
Порой случается, что SMM-щики, стремясь к красоте формулировок, перевирают содержимое заметок («Хабрахабр» действительно внесли в реестр запрещенных сайтов, но не заблокировали) или пишут совершенно невнятное нечто, пытаясь рассказать о претензиях МВД к телеканалу «Дождь». К счастью, пока для российских СМИ такие ситуации — редкость.
Роскомнадзор заблокировал сайт «Хабрахабр» http://t.co/9KERAXFng3
— НТВ (@ntvru) 10 октября 2013
В случае блокировки сайта, капли "Дождя" будут падать с IP-адреса и с YouTube #политика http://t.co/LNufOKYgkg
— Главные новости часа (@GazetaRu) 6 сентября 2013
Или другой показательный пример: у журнала Esquire есть гиперпопулярная рубрика «Цифра дня», в которой приводится самое абсурдное, удивительное или просто странное число из текущей новостной повестки. Не удивительно, что другие СМИ, не сумев додуматься до собственных форматов, принялись попросту копировать удачное решение. Ничего хорошего из этого не вышло.
Цифра дня. http://t.co/FLDHg5raF6 pic.twitter.com/TzIk72rtwM
— Esquire (@esquireru) October 8, 2013
Цифра дня: 26 тонн продуктов съели журналисты в первый день саммита #G20, по словам Пескова: http://t.co/VHmmOXJVkd pic.twitter.com/Abaw8zndPE
— РИА Новости (@rianru) 6 сентября 2013
Первый канал собрал более 700 миллионов рублей пострадавшим от паводка http://t.co/qsXKrPBeCP pic.twitter.com/w0lT4ghokx
— РИА Новости (@rianru) 1 октября 2013



Сам Esquire не отстаёт, пытаясь придумать новые подходы к своему удачному решению.
Новая ежедневная рубрика «Бесполезный сайт». http://t.co/riqin1J5Uc pic.twitter.com/br08MICwop
— Esquire (@esquireru) 30 сентября 2013
Новая ежедневная рубрика «Открытия»: http://t.co/dgkyDAAM7O pic.twitter.com/37kCue8Wpo
— Esquire (@esquireru) October 9, 2013
Как я уже писал, «Лента.ру» первой нашла свой собственный формат, когда в свободное от действительно серьёзных новостей время читателей развлекают всем, чем придётся: шутливыми постами, картинками о бренности бытия, мемами, котами, песнями и так далее. Удачно перенести подобный подход к себе удалось примерно никому, но попытки предпринимаются до сих пор.
У нас срочная новость... pic.twitter.com/qRUoOWMlzJ
— Голос России (@ruvr_ru) 8 сентября 2013
Официальный курс евро на 10 октября вырос до 43,8471 руб. http://t.co/1rFce9GHIH #стабильность #радость #гордость
— Инвесткафе (@Investcafe) 9 октября 2013

Стоило скучающему ночному редактору «Ленты.ру» несколько раз твитнуть под утро прогноз погоды, как для «Известий» это стало ежедневной работой.
Забавно получилось с телеканалом «Дождь», который начал было делать некое подобие смешных картинок к новостям. В какой-то момент программа дала сбой, и теперь даже серьезные новости оформляются как мемы, сбивая с толку неподготовленного пользователя.




Та же «Лента.ру» ввела в обиход приём, который принято называть «адом из "Интерфакса"» — порой в лентах агентства проскакивают странные или ужасающие заметки, написанные серьезным «интерфаксовским» языком. Такое не тянет на заметку на сайте, но на ура расходится в соцсетях.
Интерфакс: Самым вкусным овощем латвийцы считают помидор; к тыкве и редьке проявляют равнодушие - опрос
— Дорогая редакция (@lentaruofficial) 28 сентября 2013
Сторонники возвращения "зимнего времени" в Госдуме предлагают поторопиться: "любвеобильность" российских мужчин снизилась (Интерфакс)
— Дорогая редакция (@lentaruofficial) 9 октября 2013
Видимо, в какой-то момент в «Интерфаксе» решили взять инициативу в свои руки, и на сайте агентства стали появляться еженедельные подборки самых адовых новостей. Правда, особой популярностью они у читателей не пользуются: то ли аудитория самого агентства не готова к такому психологически, то ли ни у кого нет желания читать заметки через неделю после того, как их обсосали примерно все (я склоняюсь к первому варианту: удалось ведь Breaking Mad удачно раскрутиться только на адовых новостях).
5 самых странных новостей недели: Мы представляем вам подборку абсурдных, страшных и странных новостей, которы... http://t.co/u1OsmZ0cal
— interfax.ru (@interfax_news) October 11, 2013
Все эти примеры я привёл не для того, чтобы поиздеваться над тем или иным СМИ (в конце-концов, и палка раз в год лажает, да и «Лента.ру» из-за выбранного формата постоянно слышит обвинения в необъективности от тех, кто судит об издании по его аккаунту в соцсети). И это, конечно, не полноценный анализ состояния SMM российских медиа — например, я намеренно не брал сюда посты из Facebook и «Одноклассников», потому что и те, и другие остаются для меня дикими и непознанными джунглями. Я просто хочу продемонстрировать, что на сегодняшний день всем нам очень нужен свежий подход. Неважно, сформулирует ли его огромная организация с бездонным бюджетом и собственными «медиалабораториями» или гений-одиночка в перерывах между игрой на гитаре и прогулками с дочерью. А то к нам уже стучат с той стороны дна.
RT, если согласны. http://t.co/RfynMdnLxU pic.twitter.com/1e4T6MgaJ5
— Грани.ру (@GraniTweet) 8 сентября 2013


Как ни крути, но сложно не согласится, что у Ленты лучше всех получается вести страницы в VK и Twitter. :)
Ну раз уж тут такая интересная компания в комментариях, дико поясню: многие SMM-редакторы стали заложниками успеха Ленты.ру. Приходит начальник и говорит, «вот, на Ленте какие юные придурки сидят, а у твиттера — тонна подписчиков. Идите перенимайте опыт!». И можно сколько угодно объяснять ему, что Лента — это другой сайт, и что к этому формату они шли довольно долго, и вообще они заняли свою нишу. Нифига, «у твиттера Ленты подписчиков дофига, сделай нам так же». И чувак промозглым февральским утром выжимает из себя три шутки про котиков.
Esquire написали безграмотно "Цифра дня", а другие подхватили. Цифр всего 10. А то о чем они говорят — числа.
Роман прав
Есть же разговорное «цифра» в значении «число чего-либо»
На самом деле это заблуждение.
Большой толковый словарь
ЦИФРА, -ы; ж. [польск. cyfra из араб.]
1.
Знак, обозначающий число. Арабские, римские цифры. Писать цифры мелом. На электронных часах появились цифры, показывающие время. На майке футболиста была цифра 9. Неотчётливое написание цифр. Написать цифры от 1 до 20.
2. Разг.
Сумма, количество чего-л., выражаемое каким-л. числом. Указать цифру дохода. Спорить о цифре гонорара. Количество угля выразилось в следующих цифрах. ◊ Круглые цифры.
Вычисляемые без дробных, мелких единиц счета.
Числа — набор цифр. Не вижу ничего безграмотного
Всем smm-щикам чмоке в этом чате.
Другой момент, в статье не потроганный (что понятно, статья не совсем об этом): бессмысленность, в большинстве случаев, такого, простите, SMM. Люди, которые написанием этого ужаса занимаются, воспринимают его как повинность, как текстовый тизер с шуткой про пятницу. В принципе, оно даже работает на невзыскательную аудиторию. Просто твиттер Ленты — это отдельный, спонтанно выросший новостной проект, параллельный основному проекту и до некоторой степени паразитирующий на нем. Это не SMM в нынешнем его понимании — в смысле, спам тизерами во все новостные сети.
Лучше бы коуб сделал!
Так, давайте по порядку.
Почему я хвалю ленту? Я же говорю — я работал над этим продуктом и я искренне уверен, что это отличный продукт. Критика принимается, но никаких конкретных претензий, кроме озвученной мной, я не встретил.
Почему я не пишу про TJournal? Во-первых, потому что тут вообще речь не про небольшие издания (Цукерберг позвонит, Роем ру и так далее тут тоже нет), а про большие медиа. Мы туда пока только стремимся.
Во-вторых, тут, как и в случае с лентой, я не могу показать взгляд со стороны, я ангажирован. Если кто-то захочет указать нам на ошибки - велкам.
Я один прочел между строк "лента ру крутые и лучше всех, остальные ничего не умеют"? Если уж быть до конца объективным, я бы на месте Султана привел пример неудачных решений ленты.ру
Да, так и есть. Лента.ру лучше всех. Еще вопросы?
Ашот, не хотите тоже колонку написать об этом? Было бы интересно Ваше мнение :)
Комментарий удален модератором
Нет, не один...
Комментарий удален модератором
Султан, по 10 балльной шкале оцени "СММ" ЦП?
Вы, кстати, охуенные молодца с вашими картинками.
Не могу оценивать СММ, в котором нет картинок!
А если серьезно, то у вас же уже нет никакого СММ, если говорить о ВК. Это отдельное медиа, которое в какой-то мере пересекается с сайтом.
Те, кто критикуют, а какие проёбы вы у Ленты вспомните в соцсетях?
НАС НЕТ В ОДНОКЛАССНИКАХ И ГУГЛОКРУГАХ
Единственное, что обидно, Султан прошелся по днищу, но не стал копать еще глубже, в пласты, из-за этого в колонке нет ни одного упоминания @lifenews_ru.
Сергей написал этот коммент с помощью приложения Lifenews и получил 100 рублей.
Сергей, я специально брал как можно свежий срез, большинство примеров — за последние пару месяцев. Лайф же как раз в эти два месяца превратился в телеканал и сменил тактику в том же твиттерочке: теперь это всё та же безликая херь, коих десятки, с анонсами своих материалов и изредка — брейкингами и псевдобрейкингами без ссылок.
Единственная придирка, которую я хотел упомянуть, но потом решил не заслуживающим особого внимания — это то, что лайф стал везде прикреплять кадры из своих же сюжетов. Когда нечего ставить, лепят ведущего. И это довольно странно: "в Москве порезали таджика" от лайфньюса подсознательно готовит тебя, что на прикрепленном фото как минимум изуродованный труп. А там сытая башка ведущего из студии.
Как это ни одного? А первый коммент разве не?
Султан, смотрите сами.
Сложно назвать ситуацию с Бирюлёво настоящей трагедией, вы уж извините.
Согласен, лентач жжет как всегда!
Кстати, ТЖ в последние пару месяцев тоже так неплохо олентился.
Разве H&F и Esquire не «продвигаются» одним и тем же «Tigermilk» (http://vk.com/tigerm)? Вроде как «да». Успех там — давайте и в H&F это сделаем? Предложили — руководство согласилось — Profit. А вообще да, статья годная, согласен с тем, что Лентач.ру первые такой вид общения с пользователями ввели. Интересно ещё, почему РИА и прочие ещё не ретвитят котиков.
Между прочим, мог бы ты, Султан, устроить бизнес-линч по заявкам телезрителей. Вот крутая была бы серия Mythbusters.
Давайте я подробнее проясню, хотя это неправильно делать, потому как момент тонкий, надо приводить точные цитаты, а их нет. В случае с Домодедово острот (наподобие Бирюлево) не было.Факт. Я обратного и не утверждаю.
Очень обще - был фон " Не взыщите, сейчас накидаем информации, проверять некогда, а там разберемся. По ходу плавали цифры, факты и т.п. "Смешались в кучу кони,люди".Тут главное настроиться и представить себя не как абстрактные читатели, а люди у которых там кто-то прямо сейчас там и , например трубку не берет.
Никакого глумления не было и в помине, но материал высыпали и не проверяли..Холодно, сумбурно..это не дело.
Вас просто слишком много народа читает, так делать преступно. Я видел лица журналистов, умудренных опытом и талантом, даже они не понимали ЗАЧЕМ.
А вышеописанное про Бирюлево...эта капля была последней.Ну вы же сами все понимаете, ей богу..
Какая у вас интересная форма комментариев. ОК, повторюсь. Султанчик, ну их всех. Напиши лучше, какие западные кейсы интересно посмотреть.
Я уже понял, что это более востребованно. Сделаем
Комментарий удален модератором
Чтобы прояснить. В тот момент, когда писались эти посты, на улицах в Бирюлево толпа громила ларьки и машины. То что никто не пострадал, это слава богу. А теперь представьте себя на месте жителей, которые слышат или видят как на улицах это происходит и читают твиттер Ленты. Они вас ненавидели за это.
Не "толпа", а "пятеро школьников". Не "ларьки" а "ларёк" и не "громила", а "убегали от полиции".
Комментарий удален модератором
Да, кстати, а что с самим Tjournal?
Сама очень люблю ленту, и автор очень прав. Но в материале реально получилось "Лента.ру и остальные" (несмотря на то, что так и есть в пространстве твиттера).
Было бы интересно почитать про другие удачные решения в соцсетях, а то все это получилось именно в стиле "поиздеваться" ;)
Врываюсь в тред, желая рассказать о главном недостатке (лично для меня) Ленты.ру в конкретно взятом твиттере.
Два раза я пыталась подписаться на твиттер Ленты, ибо нежной любовью люблю ее, ее создателей и их стиль. Но не тут-то было - зашкаливающее количество твитов мешало мне найти в моей ленте что-либо кроме их твитов. То есть создается (создавался, на тот момент, когда я пыталась подписаться) настолько мощный поток информации, в котором тонули сообщения людей, жизнью и мыслями которых я привыкла интересоваться в ленте твиттера.
Хорошо помню, что оба раза в подписчиках я продержалась менее суток. Ну и ладно, самое крутое все равно кто-нибудь да ретвитнет.
Но, пользуясь случаем, хочу передать привет дорогой редакции.)
Вы на Кашина подпишитесь ради эксперимента. Тогда-то вы узнаете, что такое много твитов. Лента по сравнению с ним - партизаны на допросе
Очень самовлюбленный шеф-редактор
Про коуб - это хорошо было)
Коняеву.
Специально скринил, следя за ситуацией в Бирюлево. Посты были прямо в то время.Смысла преувеличивать или вас порочить мне нет. Вот ни копейки мне от этого нет радости.
Про Домодедово. Если бы вы ежедневные шуточки отпускали в те дни отпускали, наверное нам совершенно не о чем было разговаривать. И еще раз
НЕМНОГО УВАЖЕНИЯ К ЛЮДЯМ ПРОШУ ПРОЯВЛЯТЬ в эти дни и все..
+MadTypewriter
Друзья, давайте а) жить дружно, б) выходить из подросткового возраста, в котором "хуй" мифический артефакт, который непреодолимо кроет вообще все.
Вы оправдываетесь, это хорошо, значит задело, знаете что неправы. И на том спасибо.
Совершенно от души прям вам обоим желаю удачного продолжения в Твиттер. Уверен, что надо вы поправите и станете только лучше.
Александр, я не оправдываюсь, а ловлю вас на бессовестной лжи про наш продукт. Именно бессовестной, потому что обвинения в глумлении на терактом лично для меня оскорбительны.
Спасибо за пожелания. Будем лучшеть (но нравиться будем по-прежнему далеко не всем, мы не шоколад "Аленка")
Конечно, Султан не мог не написать однобокую статью. Он скромно умолчал про полный провал Ленты в Facebook, попытки продвинуть там вконтактовский формат разбились об узколобие совков, засевших в Facebook, в этом смысле Facebook мало чем отличается от Одноклассников, в Facebook ровно такая же публика без чувства юмора, креативного мышления, понятия о современном языке, сформировавшимся с начала этого века в Интернете, и чудовищно зашоренная и закомплексованная, только в отличие от одноклассников считающая себя интеллигентной, и презирающая одноклассников. В этом смысле SMM Дождя в Facebook надо приводить в качестве яркой победы, оказывается, даже с такой аудиторией можно работать, если чуть умерить креатив, а не отказаться от него полностью, как это сделала Лента. Хотя, все мы понимаем, что особого значения Facebook для привлечения русского трафика не имеет. А вот Одноклассники имеют! А Лента туда даже не сунулась. Я, конечно, отлично понимаю причины этого, пользоваться Одноклассниками западло, там нормальному человеку просто физически дискомфортно, но если это работа, её надо делать, а сейчас получается, что SMM занимаются для своего удовольствия. И давайте будем честными твиттер Ленты это никакой не SMM - это отдельный вид искусства, развлечение для хипстеров, ведется он не для того, чтоб привлечь трафик на сайт, а чтоб блеснуть своим остроумием, чтоб поучаствовать в интересных пикировках.
Комментарий удален модератором
Хоть иногда, но корону надо снимать.
Делаете, могете, но отсутствие уважения к трагедиям и людям, которые их переживают портит весь торт.
Это ЕДИНСТВЕННАЯ ПРОСЬБА, на которую, как правило, ваши умельцы шлют на хер...
Э-э-э, а можно пример, где "Лента.ру" (или кого вы имеете в виду) глумилась над настоящими трагедиями?
Да-да, обратите внимание, что Лента стебётся всё-таки не над всем подряд.
Султан, сперва добейся, а потом пиши такое!!!
Когда были взрывы в Домодедово, твиттер Ленты так же доставлял. Жаль не сохранилось.
1) Про толпу - пиздеж. Статья, на которую стоит ссылка в посте с таймстемпом 15 ч., вышла полодиннадцатого вечера в воскресенье. Значит, даже если предположить, что она попала в твиттер сразу после публикации, получаем, что шутливые посты писались днем в понедельник. когда было известно, что никто нигде не погиб
2) Про Домодедово ничего не было. Это второй пиздеж. Так что, господин Коркин, идите нахуй. Вот от души прям говорю
Вы лжец, Александр Коркин. Когда были взрывы в Домодедово, не было НИ ЕДИНОГО "смишнявого" твита — мы всегда в дни терактов переходили и переходим на осадное положение и на серьезных щщах.
Так что удваиваю пожелание Андрея.
По ощущениям от этой статьи, SMM российских СМИ занимаются во всём рунете несколько десятков человек, ну, от силы, сотни полторы. Понятно, что из такого количества высококачественным будет SMM буквально пары-тройки изданий.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Теперь я всё понял, тут просто сборник полезных советов!
А, скукотень.
SMM такой SMM. Но, почему успешная в соц сетях Лента в этом году по данным Gemius потеряла часть своей онлайн аудитории (с 5,2 млн до 4,9 млн читатейлей), а «Газета.ру» , у которой исходя из этой статьи нет своего стиля в соц сетях, за последний год увеличила свою аудиторию (с 3,6 млн до 4,3 млн)?
Тут-то, как раз, всё понятно. Лента сделала уродский редизайн, а Газета привела сайт в божеский вид. Я лично перестал держать открытой первую страницу Ленты как раньше, потому что на этот ужас смотреть не могу. Теперь я в основном перехожу на статьи Ленты из Вконтакте, ну кроме рублик Интернет и соцмедиа, я в них, как и раньше перехожу из RSS-читалки. Кстати, после ухода Султана в новостях про Интернет в Ленте стало много грамматических ошибок. Но может это не связано с его уходом, потому что и в других новостных материалах стало заметно больше ошибок, может корректора уволили?
По каким таким данным? Вы с ума сошли?
Забавно. Пафосно )))